Институт Открытия Способностей 

 

Игорь Зырянов

 

История взглядов на здоровье и болезнь с древности до наших дней

В начале статьи Новости: общественное здоровье


Проблема общественного и индивидуального здоровья представляет собой результат длительного и сложного развития человечества и медицины. Изучение прошлого показывает, какое влияние на развитие представлений о здоровье и болезни оказывали различные философские направления и естествознание в целом. Многовековой опыт развития медицины предостерегает нас от необоснованных поспешных обобщений, от преувеличения значимости частных открытий.

В древние времена о происхождении болезней были следующие концепции: реалистические (стихийно-материалистические),онтологические, анимические и божественные (демонические). Реалистические представления связывали заболевания, травмы, смерть с реальными факторами. В рамках онтологических представлений болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным материальным живым существом, которое проникает, внедряется в тело человека из вне и тем вызывает болезненное состояние. Суть анимических воззрений на происхождение заболевания состоит в представлении о духах заселяющихся в тело больного и связанных с этим способами исцеления. Идея божественного (демонического) происхождения болезней рассматривала их как следствие гнева Богов, результат влияния злых духов. Следовательно, излечение от болезней зависит лишь от сверхестественных сил, отсюда распостранение амулетов, заклинаний и заговоров предохраняющих от злых сил.

В Древней Индии здоровье считалось результатом нормального состояния трех начал организма: воздушного, слизи и желчи. Три органических начала связывались с основными стихиями природы. В качестве причин болезни рассматривались изменения климата и погоды, нарушение диеты, правил личной гигиены, гнев Богов. При назначении лечения учитывалось телосложение больного, темперамент, пол, возраст. В Индо-тибетской медицине причина и патогенез болезней связывались с системами организма: рлунг (нервная), мкхрис и бадкан (гуморальная).

В Древнем Китае уподобляли организм миру в миниатюре, а все процессы в нем – взаимоотношению пяти первоэлементов: огня, земли, воды, дерева и металла. В организме, как и во внешнем мире, предполагалась борьба двух полярных сил: инь (женское) и Ян (мужское). Здоровье и болезнь определялись их соотношением. Возникла чжень-цзю. терапия – иглоукалываниеи прижигание активных точек, которое облегчает передвижение особой жизненной энергии, ликвидирует её застой и нарушение распределения жизненной энергии в организме и тем самым устраняет причину заболевания.

В Ассиро-Вавилонской медицине считали, что здоровье и болезнь зависит от злых и добрых духов, богов и дьяволов и могут направляться в своем течении влиянием небесных светил.

В Древнем Египте существовали представления о четырех основных элементах мира: воде, земле, огне и воздухе. В связи с этим возникли зачатки гуморального учения о четырех основных соках, носителей этих элементов, составляющих человеческий организм и определяющих его здоровье и болезнь. Было создано учение о пневме – особом содержащемся в воздухе невидимом и невесомом веществе, при вдохе поступающем в легкие, оттуда проникающем в сердце и далее по артериям расходящимся по всему телу.

Гиппократ (428-374 гг. до н.э.), использовав материализм Демокрита и диалектику Гераклита при анализе медицинских явлений, создал учение о влиянии окружающей среды и условий жизни на здоровье. Основными причинами Гиппократ считал время года, температуру воздуха, климатб свойство почвы, эпидемии. Индивидуальными причинами – образ жизни, диету. возраст человека, его наследственность и наклонности. Он смотрел на болезнь как на изменяющееся явление, выделил 3 стадии заболевания: сырости (начало), сварения (середина), извержения (конец).

Платон (460-377 гг. до н.э.) понимал тело живого существа как замкнутую систему микрокосмоса, состоящую из земли, огня, воды и воздуха, нарушение их взаимосвязи считал причиной болезни. Платон развил учение о пневме, божественной душе. Пневма проникает в тело человека, причем в мозгу сообщает ему способность мыслить и чувствовать, в сердце согревает и в печени питает. Нарушение прохождения пневмы является источником многих болезней.

Герофил (около 300  г. до н.э.) был приверженцем гуморальной теории и последователем Платона, считал, что организмом человека управляет душа посредством мыслящей, чувствующей, согревающей и питающей силы.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)  болезнь и здоровье называл переходящими свойствами или состояниями организма, так как они легко поддаются колебаниям и быстро изменяются. Аристотель писал о том, что следует различать, что способствует здоровью и что есть признак здоровья. Здоровье города зависит от его географического положения, защищенности от ветров, водоснабжения.

Асклепиад (128-56 гг. до н.э.) в основу воззрений положил учение Демокрита и Эпикура. Он думал, что организм человека состоит из делимых и сложных атомов. Они образуются из воздуха в легких и из пищи в желудке, затем поступают в кровь и разносятся по телу. Причину болезней усматривал в нарушении атомов, в смешении газообразных и жидких атомов, в их застое. Причиной нарушения движения атомов в порах и расположении их в тканях считал сужение или расслабление пор. Состояние пор зависит от климата, местности, питания, движения человека.

Лукреций Кар (99-54 гг. до н.э.) писал о наличии в природе мелких частиц – семян, которые могут быть болезнетворными и вызывать заразные болезни.

Гален (131-201 гг. н.э.) взяв от Платона учение о пневме, от Аристотеля учение о целесообразности, считал, что здоровье – гармония и равновесие 4 соков, болезнь – беспорядок, вторгнувшихся в равновесие плотных частей, соков и сил. Гален развил учение о 4 элементах и 4 качествах : сухость- сырость, холод – тепло, соответствующих воздуху, воде, земле и огню и связанных с кровью, флегмой, черной и желтой желчью.

Видный врач и мыслитель Средней Азии Авиценна (Абу Али Ибн-Сина) (980-1037) воспринял от греков учение о четырех соках. Здоровье Авиценна рассматривал, как способность или состояние, благодаря которому функции органа оказываются безупречными.

Авиценна полагал, что бывает тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело нездоровое не больное, быстро воспринимающее здоровье; тело больное легким недугом; тело больное до предела.  Он выделил причины здоровья и болезни: материальные - это заложенные в теле человека основы,  действенные - это причины, которые изменяют состояние тела человека или сохраняют его неизменным (воздух, еда, вода, напитки, телесные и душевные движения, покой сон, переход из одного возраста в другой, бодрствование, различия по полу, привычкам).

Монах Фома Аквинский (1225 - 1274) разделял дуалистические взгляды. на природу и человека, понимал болезни как расстройство тела под влиянием изменений его свойств и материальных качеств, допускал влияние этих расстройств на духовное начало больного.

Великий мыслитель Томас Мор (1478—1555) считал, что прекрасное общественное здоровье является прямым следствием идеально организованного общества и замечательных условий жизни. Рассматривал здоровье как великое удовольствие, основание и опора всего, что могут дать спокойные и желанные условия жизни.

Парацельс (1493—1541) развил учение об “архее” — регулирующем духовном принципе - течение и исход болезни зависит от борьбы болезнетворных сил с целебными силами организма.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) писал о том, что собственные наблюдения человека за тем, что ему хорошо, а что вредно, есть самая лучшая медицина для сохранения здоровья. Один из рецептов долгой жизни - это пребывание в свободном и жизнерадостном настроении, избегание зависти, тревожных страхов, затаенного гнева, тонкого и путанного самоанализа, черезмерных радостей и волнений. Высказывал удивление по поводу того, что заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей мы пренебрегаем породой человеческой.

Декарт (1596—1657) сравнивал человеческий организм с машиной, в которой процессы происходят на основе закономерностей простого движения  в твердых и жидких телах. Болезни и смерть считал идентичными поломкам в машине.

Бернандино Рамаччили в труде “О болезнях ремесленников обобщил многочисленные наблюдения предшественников и описал обширную группу заболеваний связанных с вредными условиями труда.

Шталь (1660—1734) утверждал, что здоровье и болезнь человека нельзя объяснить на основании законов механики, физики, химии. Основа жизни - душа, которой, как высшему началу подчинены все процессы. Болезненный процесс представляет ряд движений, совершаемых душой для удаления из тела проникших в него вредных веществ.

Морганьи Джованни Батиста (1682-1771) подробно описал изменение органов под влиянием болезни. Болезни рассматривал как местные повреждения и считал, что каждой болезни соответствует изменение в том или ином органе, в определенной части тела.

Французский врач Кювье Бихи (1771-1802) развил положение Морганьи и стремился локализовать болезненные явления не только в отдельных частях тела и органов, но и проследить их проявление глубже, вплоть до отдельных тканей. Считал, что болезни локализуются в ткани, а не органе.

Рудольф Вирхов перенёс центр рассмотрения болезни на отдельную клетку и её окружение, провозгласив клетку элементарной и автономной жизненной единицей, а организм как сумму жизней отдельных клеток, которые соединены в нем.

Каспар Фридрих Вольф (1734-1794) показал, что рождение и развитие живого существа представляет последовательный процесс появления все новых и новых органов, которые в дальнейшем усложняются. Болезни рассматривал как нарушения при формировании органов.

Радищев (1749-1802) в трактате “О человеке, его смертности и бессмертии” (1792) указывал на действия внешней среды на строение тела людей, их характер, способности, умственную деятельность,. вызванные этими условиями изменения в ряде поколений закрепляются и становятся постоянными.

Венский врач Карл Рокитанский (1808 – 1878)  развил гуморапьное направление в патологии используя учение и терминологию Гиппократа. Основной причиной болезненных явлений считал нарушение в составе и соотношении жидкости и соков человеческого организма, а обнаруженные патологические изменения органов и тканей вторичным явлением.

Бойль, а затем Локк выдвинули представление о первичных (обьекти и вторичных ‚субъективных) качествах вещей. Согласно их взглядам, бои болезнь являются только продуктом субъективных отношений. С точки зрения Беркли и Юма сущность болезни остается непознаваемой, а её субъективное проявление не отражает её содержания.

Фридрих Ницшерассматривал болезнь как обязательный атрибут человеческой жизни, которая по существу своему есть присвоение, нанесение  вреда, насилие над чужим, над более слабым, подавление,  жестокость, навязывание собственных форм, воплощение и, в самом лучшем, самом мягком случае - эксплуатация.

Согласно маркисткому подходу человека и болезни нельзя изучить вне общества. Маркс и Энгельс уже в ранних своих произведениях квалифицировали категорию “образ жизни”, как общественное явление неразрывно связанное со способом производства. Они указывали, что способ производства является не только восроизводством физического существования индивидов, но, в ещё большей степени, это - определенный вид их жизнедеятельности, их определенный “образ жизни”. Болезнь рассматривается как стесненная в своей свободе жизнь.

Мечников (1845-1916) создал теорию ортобиоза, в которой болезнь считается дисгармонией. Такую же дисгармонию представляет старость.  Времени физиологической смерти не существует, человек умирает в то время, когда в нем ещё жив инстинкт жизни. Задачу медицины видел в том, чтобы человек умирал тогда, когда присутствующий ему инстинкт жизни сменится инстинктом смерти, медицина должна давать человеку возможность совершить жизненный цикл полностью.

Кэннон (1871-1945) ввел понятие о гомеостазе - устойчивом состоянии организма, являющимся результатом согласованного взаимодействии различных физиологических приспособлений. Устойчивость живого организма заключается в том, что организм тщательно оберегает отдельные элементы его состовляющие, от непостоянства внешних условий. Среда, которая их непосредственно окружает, остается почти неизменно и они могут безотказно находить всё необходимое для жизни, это дает возможность каждой из них в полной мере проявить свою жизнедеятельность.

Владимир Иванович Вернадский  (1863-1945) создал учение о биосфере - особом биокостном образовании, которое возникло и развивается на границе космоса и земли. Живое вещество биосферы, которое является пластичным, Вернадский рассматривал как её закономерно выраженную функцию. Человек, как всякое живое существо, есть функция биосферы определенная в пространстве-времени и изучение его здоровья необходимо проводить в соотношении с процессами происходящими в биосфере.

Чижевский (1897-1964)  продемонстрировал влияние периодической активности солнца на многие явления и процессы в биосфере и человеческой популяции. В частности изучил обусловленность веса новорожденных, психопатических явлений, частоты преступлений, несчастных случаев, распостранение эпидемий.

Казначеев В. П.” развил идеи Мечникова, построил модель Общественного здоровья, выделил витальную программу вида и программу индивида. Первая имеет социальный характер и несёт  в себе относительное бессмертие, биологическое и социальное. Вторая несёт смертность биологическую и социальную. Цель жизни (процесс здоровья) и понятие самого индивидуального здоровья в этих программах различны и противоречивы.  


  • Александр Залманов - Тайная мудрость человеческого организма
  • Увеличение продолжительности жизни - техники Гурджиева
  • Суть Учения Карлоса Кастанеды
  • Увеличиваем CO2 и уменьшаем гипервентиляцию легких - Метод Бутейко
  • Open Abilities Institute